Форум » Разговоры на любые темы » Помогите дописать реферат! » Ответить

Помогите дописать реферат!

Linda: Люди, помогите, пожалуйста. Мне нужно провести анкетирование, но мои одноклассники меня "кинули", за что им "большое спасибо"! Если не будет анкетирования, то ко мне опять прицепится зам.директора. 1) Каки стили музыки вы слушаете, почему? 2) Назовите несколько своих любимых групп или исполнителей. 3) Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание "Средневековая музыка"? 4) Что вы знаете о Средневековой музыке? (следующие два вопроса неуместны на нашем форуме, но для приличия я их напишу) 5) Знаете ли вы группу Blackmore's Night? 6) Если знаете, то как в относитесь к ее творчеству? В принципе вопросы простые, но я для интереса могу выложить парочку анкет, которые заполняли мои одноклассники. Все они или написали полный бред, или просто тупо отписались, конечно же, я не могу учитывать их ответы. Мне-то важно, как народ сейчас к Средневековой музыке относится, а они мне полный бред понаписали.

Ответов - 27, стр: 1 2 All

Linda: Вот, например, анкета одного моего одноклассника: 1)Шансон 2)Цой 3)Фигня! 4)Ничего 5)- 6)- (Причем он мне в лицо сказал, что ответил на вопросы от балды) Или вот: 1)- 2)- 3)- 4)Ничего 5)- 6)- Здорово, да? Подходит ко мне одна девочка, тычет пальцем в первый вопрос и говорит, что не знает, какую музыку она слушает.....Такое ощущение, что я спросила у нее: "Каково расстояние от Земли до Луны?".

Jam Bluse: Linda Каждый вопрос - как тема для сочинения =)))) завтра на свежую голову попробую кратенько =)))

Linda: Jam Bluse, спасибо!) Сильно распинаться не надо, так, в общих чертах.


Jam Bluse: 1) Рок, Джаз, Блюз, Фолк, Классика... Практически всеядный =)) Почему рок - потому, что это самый демократичный жанр в музыке, в рамках которого могут сочетаться любые стили. Убежден, что настоящая импровизация возможно только в рок музыке... Почему джаз - спасибо Кену Бернсу за его фильм "Джаз". Почему фолк - тут все просто... основа основ, там все ответы))) и тд 2) Davey Graham, Maneige, King Crimson, Yes... нет конкретных любимчиков, слишком много было отличных групп, чтобы выделить кого-то! Но увлечение музыкой началось с Blackmore's night... так что все лавры и почести достаются Ричи и Кендис =)))) 3) Blackmore's night, лютня, Европа, ярмарки, менестрели... очень много ассоциаций))) 4) За исключением того, что могу наиграть пару баллад на вроде greensleeves и Pastime with Good Company и назвать музыкантов исполняющих средневековую музыку... практически ничего о ней не знаю, никогда не углублялся в историю =))) 5) Знаю 6) одно из самых ярких и интересных музыкальных явлений за последнии 15 лет, благодаря таланту и творческому союзу двух уникальных людей. Поклонники группы, даже по прошествии 10 лет, не могут успокоится и по-прежнему ожидают чего-то нового. Группа у которой безграничный потенциал... раскрытию которого, как убеждены фанаты, не помеха даже солидный возраст лидера группы. Еще фанаты уверены, что Ричи будет жить вечно, что у них с Кэндис вот-вот пойдут дети... в большом количестве, просто они еще молоды для этого, карьера пока на первом месте, и, конечно же, что они еще не записали свой лучший альбом =)))

Linda: Jam Bluse, о, огромное спасибо тебе!!! Родина тебя не забудет!))) Ты на самом деле мне очень сильно помог, только одного ответа мало....где остальные!?)) Люди, ау! Ну помогите в конце концов!)

Neptune: Linda пишет: 1) Каки стили музыки вы слушаете, почему? 2) Назовите несколько своих любимых групп или исполнителей. 3) Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание "Средневековая музыка"? 4) Что вы знаете о Средневековой музыке? (следующие два вопроса неуместны на нашем форуме, но для приличия я их напишу) 5) Знаете ли вы группу Blackmore's Night? 6) Если знаете, то как в относитесь к ее творчеству? 1) Классика, кельтика, рок и рок-н-ролл, фолк-рок, некоторых бардов. У меня широкий круг музыкальных интересов, под разное настроение мне подходит разная по стилю и динамике музыка. К тому же, я не слушаю всё подряд - из каждого стиля и направления, из творчества одной группы или исполнителя я выбираю только те композиции, которые отвечают моим музыкальным требованиям... можно сказать - моему внутреннему камертону души. 2) Их очень много. Если, всё же, тема опроса - фолк и кельтика со средневековой музыкой - то это будут: Лорина МакКеннитт, Блэкморс Найт, Мельница, Секрет Гарден, Кельтик Вумен, Эдуард Элизбар, Диззи... Сюда же я бы добавил проекты "Песни из Лабиринта" Стинга, проект Авалон, рождественские старинные песнопения, некторых наших малоизвестных бардов и фолк-исполнителей. 3) Приятные. Я знаю, что это такое. =) Для меня это не только средневековые одежды и антураж, но - в первую очередь - виртуозное владение инструментами, тонкий слух на гармонию в мелодии, красивые голоса, поющие наполненные смыслом тексты, а не глупые рифмовки, типа "кровь-любовь". 4) Знаю многое. Долго перечислять. 5) Конечно, да. 6) Люблю. И группу, и творчество. )) ------------- Кстати, можешь вывесить опрос в сообществе БН в дайри. ))

Linda: Neptune пишет: Кстати, можешь вывесить опрос в сообществе БН в дайри. )) Neptune, ты гений!!! Я что-то про этот вариант совсем забыла. И, конечно же, огромное спасибо тебе за ответ!)

KaGE: 1) Каки стили музыки вы слушаете, почему? Любые! Все это очень условно! Так, например, в одной палатке видел BN в разделе готилки... 2) Назовите несколько своих любимых групп или исполнителей. Blackmore's Night, Loreena McKennitt, Sarah Brightman, Мельница, Meldis, Kate Price, Celtic Woman, Meav, Lynn Hilary, Hayley Westenra, Alison Krauss, Emi Fujita, Tori Amos, Cassandra Wilson, Sisters Of The Moon, Jheena Lodwick, Jeanette Lindstrom, Acoustic Mood Orchestra, Rebecca Pidgeon, Joan Baez, Eva Cassedy, Whitney Houston, Анна Нетребко, Mike Oldfield, Al Di Meola, Secret Garden, Greg Joy, Tommy Emmanuel, Drolls, Keiko Matsui, Astor Piazzolla, Роман Мирошниченко, Иван Смирнов, Алексей Архиповский, Didier Lockwood, Avis Dei, Djivan Gasparyan, Средневековая Музыка, Хоровое Пение Классическая Музыка: Бах, Григ, Моцарт, Римский-Корсаков, Берлиоз, Рахманинов (!), Скрябин, Scarlatti, музыка эпоха барокко; Anne Sophie Mutter, Lorin Maazel, Julia Fischer, Emil Gilels. А также: Guano Apes, 3 Doors Down, Led Zeppelin, AINA металл опера, Fleetwood Mac, Doors, Planxty 3) Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание "Средневековая музыка"? Лютня и Грэг Джой :) 4) Что вы знаете о Средневековой музыке? Что в аутентичном виде, например, в исполнении: Lutz Kirchhof, Konrad Ragossnig и Sylvius Weiss это очень специфичная музыка под настроение :)

Aelroun: Наконец-то добралась я до компа... 1) Рок, прогрессив, прогрессив-метал, фолк, фолк-рок, эмбиэнт, нью эйдж, немного фламенко. Почему? Слушаю музыку, в которую вложена душа, в которой есть смысл. 2) Pink Floyd, Led Zeppelin, Deep Purple, Rainbow, Blackmore's Night, Dio, Dream Theater, Dire Straits, Porcupine Tree... Писать можно очень долго) 3) Менестрели с лютнями и дудками )) 4) Очень мало, гораздо больше знаний о средневековой литературе 5) определённо да 6) определённо положительно :) Jam Bluse пишет: King Crimson Ого, не знала) Уважаю!

Linda: KaGE, Aelroun, огромное спасибо!

Jam Bluse: Aelroun пишет: Ого, не знала) Уважаю! а когда-то мне совсем не нравились... вроде бы матерые дядьки, но не понимал. После "Дитя человеческое" полюбил. Если смотрела, может помнишь этот эпизод, когда он едет в шикарном ролс-ройсе и фоном играет In The Count Of The Crimson King.... сильный момент)))

Aelroun: Jam Bluse пишет: когда он едет в шикарном ролс-ройсе и фоном играет In The Count Of The Crimson King Конечно) А ещё там есть диппёрпловский Hush и свинья над электростанцией, что меня сразило наповал Очень мне этот фильм понравился...

Jam Bluse: Aelroun пишет: Конечно) А ещё там есть диппёрпловский Hush и свинья над электростанцией, что меня сразило наповал Очень мне этот фильм понравился... да, точно, тоже это подметил))) потрясающий фильм

Linda: Люди, которые отписались здесь, выражаю вам благодарность от лица Натальи Яковлевны - моего научного руководителя! Если бы вы знали, как вы нам помоги! Мы уже думали, что эту часть реферата придется от балды писать! P.S. Если интересно, то могу выложить свой реферат, вернее то, что у меня есть на данный момент. Заодно, может быть, какие-нибудь свои коррективы внесете....)))

Jam Bluse: Linda С удовольствием почитаем =)))

Linda: Ну ладно, если вам не в лом читать 28 страниц этого бреда, то сейчас выложу. Только без заключения, потому что Наталья Яковлевна все никак не может его прочитать и проверить. Вступление Термин «Средние века» (лат. medium ævum — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения данного периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века). Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни, что безусловно является несправедливым и неправомерным. • Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). • Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков). • Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века). Взгляд средневекового человека на мир формировала религия. Весь окружающий мир он воспринимал, как мир, созданный Богом. В 11-12 веках церковь достигла вершины своего могущества, и ее влияние на духовную жизнь человека было безгранично. Человек Средневековья обязательно принадлежал к какому-нибудь сословию. Католическая церковь учила, что все христиане равны перед Богом, но заслуги, по мнению духовенства, у всех были разными. Самые большие заслуги у тех, кто молится за христиан, т.е. у духовенства. Меньшие заслуги у тех, кто воюет за веру Христову, т.е. у рыцарей. И, меньше всего, у крестьян, которые кормили и духовенство, и рыцарей, а значит, заботились не столько о душе, сколько о теле. Неудивительно, что в эпоху Средневековья, именно церковь была главным заказчиком произведений искусства. Ведущим искусством в эпоху Средневековья была архитектура. Романский и готический стили были главными в формировании архитектурного облика эпохи Средневековья. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Сцены Страшного Суда и Апокалипсиса – главные сюжеты в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Свое духовное всевластие церковь пыталась распространить и на музыкальное искусство, насаждая эталоны богослужения. Одним из самых неприкосновенных и признанных «эталонов» был католический хорал. Изменению сознания человека Средневековья способствовали крестовые походы, которые давали возможность познакомиться с жизнью Востока. Роскошь и изысканная красота поражали воображение, что, как мне кажется, оказывало влияние на формирование мироощущения человека Средневековья. В первую очередь, это нашло отражение в зарождении светского профессионального музыкального творчества. Итак, пала не только Римская Империя, но вместе с ней и многие прекрасные памятники искусства. Многие правители королевств, образовавшихся после падения Рима, хотели быть не менее знаменитые, чем когда-то римские правители. Естественно, это не могло не отразиться на искусстве. Именно поэтому, в Средние века очень активно стали формироваться и развиваться новые стили и направления в архитектуре, новые яркие типы музыкального творчества, в частности рыцарское песенно-лирическое искусство. Романский стиль Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Это стиль в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Р. с.» был введён в начале XIX в. Основные типы романских сооружений – это рыцарские замки, монастыри и храмы. Готика Готический собор в Кутансе, Франция В конце 12 века на смену романскому стилю приходит новый – готический. Один за другим возникают новые города – центры культурной жизни. (С 10 века культурными центрами средневековой Европы становятся монастыри и соборы. Например, в немецких монастырях Рейхенау, Фульде и многих других переписывались и украшались красочными миниатюрами роскошные книги. В мастерской немецкого епископа Бернварда Гильдейсгеймского отливались скульптурные произведения из бронзы.) Живопись В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве. Вывод Искусство Средних веков было создано трудом многих поколений мастеров, которые жадно тянулись к познанию жизни, овладевали мастерством, воплощая в своих произведениях стремление к прекрасному. Особое место в эпоху Средневековья занимала музыка.

Linda: (2 глава - Средневековая музыка и музыкалные инструметы эпохи) Музыка эпохи средневековья это период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века н.э.. В эпоху Средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.). Новые жанры музыкального творчества способствовали зарождению и совершенствованию новых музыкальных инструментов эпохи. Так входят в быт новые музыкальные инструменты, в том числе пришедшие с Востока (виола, лютня и т. д.), возникают ансамбли (нестабильных составов). В крестьянской среде расцветает фольклор. Действуют также «народные профессионалы»: сказители, странствующие синтетические артисты (жонглёры, мимы, менестрели, шпильманы, скоморохи). Творчество выступает в единстве с исполнительством (как правило — в одном лице). Перенесемся на лужайку средневекового замка. Под балконом, увитым плющом, стоит молодой, стройный юноша. В руках его виола или лютня – любимый музыкальный инструмент. В ночной тишине он поет, сам аккомпанируя себе на лютне. В песне воспевается неземная прелесть Прекрасной Дамы. Автор песни – доблестный рыцарь. Главное занятие его жизни – участие в крестовых походах. Несмотря на их захватнический и несправедливый характер, приобщение к высокому древнему искусству обогатило его душу и пробудило желание выразить свои переживания в музыке. Подобные рыцари стали первыми композиторами – профессионалами, посвятившими себя написанию музыки. Удивительно поэтичны тексты рыцарских песен. «…Мне в пору долгих майских дней Мил щебет птиц издалека, И снова в памяти живей Моя любовь издалека. Больной душе отрады нет, И дикой розы белый цвет, Как стужа зимняя, не мил. Всей жизни только в ней – В моей любви издалека, - поется в канцоне одного из трубадуров (муз.иллюстрация) Музыка была очень созвучна характеру и настроению текстов серенад. Музыкальный язык отличался простотой, выразительностью и образностью. Спокойные и размеренные темпы отражают желание погрузиться в мир чувств, в мир природы. Образ природы присутствует в большинстве музыкальный сочинений, придавая им большую поэтичность. Серебристое звучание любимого инструмента эпохи – лютни придает музыкальной ткани особенную прозрачность. Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже Возрождения (стиль ars nova во Франции и Италии, XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием (полифонией) и музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов), в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо). Таким образом талантливые средневековые солисты – импровизаторы способствовали возникновению многоголосного пения, так называемого полифонического стиля. Если в церкви господствовал орган, то в быту все большую любовь и популярность приобретает лютня. Если мы войдем в зал Эрмитажа, где собрана итальянская живопись конца 16 века, то наше внимание непременно привлечет картина Микеладжело Меризи да Караваджо «Лютнист». (репродукция картины, музыкальная иллюстрация) Учитывая популярность лютни в Средние века, хотелось бы остановиться более подробно на происхождении и истории создания этого инструмента. Лю́тня — старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье. Слово «лютня» вероятно, происходит от араб. al‘ud‎‎, «дерево». Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы. Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни как правило изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева. Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне. Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер. В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам. К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине. В число наиболее значительных композиторов, сочинявших для лютни в разные эпохи, входят: • композиторы эпохи ренессанса o Италия: Винченцо Капирола, Франческо Канова да Милано; o Центральная Европа: Балинт Бакфарк, Диомед Като, Войцех Длугарай, Кшиштоф Клабон, Мельхиор Нейзидлер, Якуб Полак; o Англия: Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион; • композиторы эпохи барокко o Италия: Алессандро Пиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер; o Франция: Робер де Визе, Дени Готье; o Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, Бернгард Йоахим Хаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут; • современные композиторы: o Иоганн Непомук Давид (Германия), Владимир Вавилов (Россия), Шандор Каллош (Венгрия и Россия), Штефан Лундгрен (Германия и Швеция), Тоёхико Сато (Япония и Голландия), Ронн МакФарлен (США), Пауло Гальвао (Португалия), Роб МакКиллоп (Шотландия), Йозеф ван Виссемс (Голландия), Александр Данилевский (Франция и Россия), Роман Туровский-Савчук (США и Украина), Максим Звонарёв (Украина). o Этот обширный список доказывает интерес композиторов и музыкантов к лютне, который сохраняется на протяжении многих столетий. Также, наиболее популярными инструментами в эпоху Средневековья являлись мандолина и виола.

Linda: (3 глава - Менестрели и трубадуры. Кто они?) Без виолы, мандолины и, конечно, лютни невозможно представить возникновение и развитие новых видов музыкального профессионального творчества. Кроме церковных певцов-профессионалов, как уже упоминалось выше, средневековье дало человеческой культуре яркие типы светского профессионального творчества. Особенный интерес вызывает рыцарское песенно-лирическое искусство, которое оставило интересные традиции, распространившиеся вплоть до наших дней. Трубадуры (дословно – изобретать новое)— средневековые поэты-певцы, авторы собственных песен. Их творчество охватывает период с XI — XIII столетия, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII столетия. Колыбелью трубадуров был юг Франции, преимущественно область Прованс. Слагая свои изящные стихи, трубадуры искусно подбирали подходящее слово или рифму. Стихи сочинялись с учетом того, что их обязательно должна была сопровождать музыка. В замках аристократов, на рынках, рыцарских турнирах, ярмарках, праздниках и пирах всякое веселье непременно сопровождалось музыкой и зачастую приглашались именно трубадуры. «Серебристые звуки лютни поплыли над толпой, слетая со струн, звенящих над умелыми пальцами. Чистый голос вплелся в это невидимое кружево, возносясь к высокому шпилю ратуши. Площадь замерла, очарованная колдовским мотивом.» (музыкальная иллюстрация) Известны имена 600 трубадуров, до сегодняшнего дня дошли 2500 произведений 400 поэтов. Среди трубадуров встречались люди различных социальных слоёв. Большей частью это были незнатные рыцари, некоторые происходили из богатых семей, другие были владетельными особами. Среди них было немало высокообразованных людей, которые много путешествовали. Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке. Появился досуг и просвещение; люди учились ценить искусство и жить по правилам хорошего тона. Именитые сеньоры и дамы Лангедока и Прованса стали самыми преданными покровителями трубадуров. Поэты были окружены почётом, а их влияние стало заметно отражаться во вкусах, моде и манерах высшей знати. Они даже стали родоначальниками бальных танцев в Европе. Знаменитые канцоны, любовные серенады ведут свою родословную от вечерних песен трубадуров, (так называемых seren) В области словесного искусства трубадуры достигли большого совершенства. Они создали богатый и разработанный литературный язык, в основу которого, по-видимому, было положено лимузенское наречие (свой язык трубадуры первоначально и называли лимузенским — el lemozi). Поэтическая речь этих странствующих поэтов и певцов отличалась богатством и разнообразием художественной формы. В биографиях трубадуров, в частности Арнаута Даниэля, упоминаются состязания, имевшие место между поэтами. В одной из своих кансон Бернард де Вентадорн задается вопросом о том, в чём состоит достоинство его как лирического поэта, и видит это достоинство в силе и искренности своего чувства. Песня, упомянутая выше, написанная в форме диалога и воспроизводящая спор между двумя поэтами — Линьаура, графом Раймбаутом Оранским и Гираутом де Борнелем о двух стилях поэзии трубадуров — непонятного для непосвящённых, тёмного, «замкнутого» (trobar clus) и общепонятного поэтического стиля (trobar clar). В другом произведении, принадлежащем Гирауту де Борнелю, поэт говорит о своем желании петь так понятно и просто, чтобы песни его были доступны даже его маленькому внуку. Подобные высказывания отображают борьбу общепонятного и непонятного стилей, имевшую место в поэзии трубадуров. Представителями общепонятного, лёгкого стиля были Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Гираут де Борнель, Беатриса де Диа; представителями второго — «первый трубадур» Гильельм де Пуатье, Арнаут Даниэль, Маркабрюн и его последователи. Два направления поэзии трубадуров в последней трети XII века слились в «изысканном стиле», соединившем всё самое лучшее — творческий поиск, изящество формы «тёмного» и прозрачную ясность «лёгкого». Одним из зачинателей «изысканной» манеры стал Пейре Овернский. После неудачи крестовых походов многие начали сомневаться в правомерности духовной и светской власти католической церкви. О лицемерии, жадности и продажности священников стало известно всем. Епископы и священники, беспрестанно домогавшиеся богатства и политической власти, поступали в угоду знати. Их пренебрежение духовными потребностями неимущих людей и представителей среднего сословия неотвратимо вело к расколу. Лангедок был известен своей веротерпимостью. Тулузские графы и другая знать юга Франции предоставляли людям религиозную свободу. Вальденсы перевели на язык ок Библию и ревностно проповедовали её учения. Распространяли свои религиозные воззрения и альбигойцы, обратив в свою веру многих представителей знати. Папа Иннокентий III, желавший предотвратить распространение ереси катаров, объявил альбигойский крестовый поход (1209—1229). Двадцать лет войны положили конец процветанию Прованса и уничтожили его культурные центры. Установление инквизиции, образование монашеских орденов, неблагоприятно отразилось на положении трубадуров. Трубадуров обвиняли в катарской ереси, и поэтому большинство из них скрывались в менее опасных странах. Альбигойский крестовый поход и преследования инакомыслия уничтожили окситанскую цивилизацию, её уклад жизни, язык и поэзию. Законом инквизиции запрещалось даже напевать песни трубадуров. Но их наследие сохранилось. Песни, осуждавшие духовенство, проложили путь будущей Реформации. Влияние поэтического творчества трубадуров было очень велико. В начале XIX века романтики (Гейне, Гёте, Уланд, Кардуччи) заинтересовались средневековой литературой и в том числе провансальской поэзией. Через переводы романтиков В. А. Жуковского средневековая лирика вошла в русский литературный обиход. Сглаживая местный и исторический колорит, Жуковский делал акцент на символическом значении поэзии трубадуров. Мотив поклонения Деве Марии как куртуазной Даме использован Пушкиным в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный…». В каждой средневековой стране из города в город, от замка к замке бродили неутомимые странствующие актеры – музыканты: во Франции и Англии – жонглеры и менестрели, в Германии – шпильманы, в России – скоморохи. Менестрель – дословно переводится как «слуга». 1) общее название поэта-музыканта (в т.ч. женского пола), профессионального артиста Средневековья (с 12 в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах по памяти. Близкое по значению слово «жонглёр» (франц. jongleur) обычно трактуется более широко, в смысле затейника всякого рода (не только музыкант, но и рассказчик, шут, фокусник, акробат). Вследствие устной природы музыкального творчества менестрелей сохранившиеся нотные рукописи их сочинений немногочисленны; современные реконструкции культуры и обихода менестрелей основаны, главным образом, на литературных и иконографических свидетельствах. См. Трубадуры, Труверы, Миннезингеры; 2) средневековый поэт-певец в романтической литературе XIX века; 3) начиная с XX века -поэты-музыканты и исполнители авторской песни (профессионалы или любители) в ролевой среде, либо исполнители с ролевым уклоном. В средневековых латинских текстах менестрелями называли различных по своему социальному положению лиц, находившихся на личной службе у сеньора и исполнявших при нем какую-нибудь определённую обязанность (ministerium); министериалом в этом смысле, то есть «служителем», мог называться и придворный поэт (versificator) или потешник (joculator), но слово «менестрель» не обозначало только поэтической профессии. В позднесредневековых французских и английских текстах [после XIII в.] оно используется как примерный синоним трувера или жонглёра. Во многих случаях это слово носит явно пренебрежительный оттенок как название потешника низшего сорта («Грязный менестрель» — в «Jeu de Robin et de Marion»). Каждый менестрель был актером и драматургом, певцом и композитором, поэтом и декламатором, а главное – каждый был фантазером – импровизатором, потому что его искусство рождалось прямо на площадях, ярмарках, пирах. С XIV века слово менестрель понимается, в основном, в смысле светского профессионального музыканта; все сведения, которыми мы располагаем о менестрелях XIV—XVIII вв., в частности, об их цеховой организации (ménestrandie) в городах Франции и Англии, относятся таким образом к истории не литературного, а музыкального быта. Особенно хочется остановиться на творчестве миннезингеров. Миннезанг (средневековое нем. minnesang) — термин, введённый немецкими учёными в XVIII веке для обозначения немецкой ранней средневековой рыцарской лирики. В переводе с немецкого миннезингер – это лирический поэт-певец, воспевавший рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Лирика миннезингеров сохранилась до настоящего времени, например, в Гейдельбергской рукописи. В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный стиль немецкой рыцарской лирики — куртуазную литературу, возникшую под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии. К раннему периоду миннезанга принято относить также миннезингеров, воспевающих любовь не только к Даме сердца, но также любовь к Богу и к сражениям. Миннезингеров, описывающих Крестовые походы, называли поэтами-рыцарями. К раннему этапу развития миннезанга относится творчество таких поэтов-рыцарей, как Кюренберг, Мейнлох, Регенсбург, Дитмар фон Айст. Также стоит отметить знаменитую рифмованную хронику Ливонского Крестового похода, приписываемую поэту и менестрелю Дитлебу фон Альнпеке. Вслед за расцветом в XIII в. быстро наступает упадок миннезанга. Ограниченная тематика куртуазной лирики с развитием средневекового общества была вытеснена политической сатирой Вальтера фон дер Фогельвейде, народными песнями Нейдхарта фон Рейенталя и Готфрида фон Нейфена. Тем не менее куртуазный миннезанг остался в истории литературы и даже возродился в рыцарской лирике XV в., подражавшей миннезингерам. «Последними миннезингерами» стали Гуго фон Монфорт (1357—1423) и Освальд фон Волькенштейн (1369—1445). В изменившейся социальной среде появившегося бюргерства появляется мейстерзанг. К сожалению, песни миннезингеров этого периода не сохранились. Как известно, традиция музыкального соревнования, зародившая в Древней Греции, получила в средневековую эпоху новое воплощение в форме рыцарских творческих турниров. Особенно славились своими состязаниями немецкие миннезингеры – певцы возвышенной любви. Об одном из таких турниров, где участвовали выдающиеся миннезингеры, рассказывается в опере Р.Вагнера «Тангейзер» (музыкальная иллюстрация)

Linda: И вот еще одна статья из книги. По идее она относится к третьей главе и объясняет различие между менестрелями и трубадурами, но мы пок не знаем, как ее привязать ко всему остальному. Улица жонглеров. Кто такие менестрели? Художники, иллюстрирующие старинные рыцарские романы, изображали менестрелей почти всегда одинаково. Вот он стоит под балконом средневекового замка, стены которого увиты плющом – молодой и стройный юноша с золотыми кудрями, падающими из-под бархатного берета на кружевной воротник. В руках у этого изящного юноши лютня или виола. В ночной тишине, под небом, усыпанным звездами, он поет, аккомпанируя себе на лютне. Поет чудесную песню, в которой воспевается неземная прелесть благородной дамы, живущей в этом замке. Что ж, все это, конечно, очень красиво, но не совсем верно. Художники, рисующие благородных юношей, играющих на лютне, может быть даже сами того не сознавая, объединяли в одном лице два вида средневековых музыкантов: трубадуров и менестрелей. Кто такие трубадуры? О, это почти всегда люди благородного, рыцарского происхождения. Сам Ричард Львиное Сердце был трубадуром. Трубадуры были и поэтами, и композиторами одновременно и действительно слагали песни в честь своих прекрасных дам. Но вот петь эти песни, исполнять свои произведения соглашались очень немногие. Не совсем прилично рыцарю, стоя под балконом даже самой достойной из дам, петь и играть на лютне подобно простому менестрелю. Да и сама дама, наверное, очень удивилась бы, увидев своего трубадура за таким неблагородным занятием. А кто же такие менестрели? Представим себе Париж, ну скажем, 1328 года. На французском троне только что воцарилась династия Валуа. Это было, как говорят историки, время укрепления могущества городов и блестящего расцвета искусств. Кончались средние века, начиналась эпоха Возрождения. Какой-то знатный парижанин устраивает у себя праздник. Праздник не может быть без музыки, а значит, нужны музыканты. Если это парижанин принц или сеньор, у него, наверно, в числе слуг имеются несколько своих собственных менестрелей. Если же нет, приходится отправляться за ними на улицу жонглеров. Улицы средневековых городов не отличались чистотой. Помните, у Андерсена есть сказка, которая называется «Калоши счастья»? Стоило почтенному ученому, одному из героев этой сказки, по собственному желанию очутиться в средневековом городе, как сразу же его волшебные калоши увязли в грязи на немощеной улице. А улица жонглеров в Париже была к тому же и улицей бедняков, - ведь на ней жили самые презираемые, самые ничтожные, даже по мнению простых ремесленников, люди – менестрели и жонглеры, артисты и музыканты. Понимаете теперь, как оскорбились бы великолепные трубадуры, если бы узнали, что их путают с менестрелями? Так вот, нашего знатного парижанина слуги несут в портшезе по улице жонглеров. Очевидно, он большой знаток и любитель музыки, потому что не доверил слугам наем музыкантов, а хочет сам проверить и отобрать лучших: «искусство требует жертв» - и он с презрительной и брезгливой миной важно покачивается в портшезе, разглядывая оборванцев, сидящих у порогов своих лачуг. Какой-то старик собрал около себя стайку лохматых полуголых ребятишек и что-то им рассказывает. Дети внимательно слушают. «Умей хорошо изобретать и рифмовать, - говорит старик, - умей лихо бить в барабан и цимбалы и как следует играть на мужицкой лире; умей ловко подбрасывать яблоки и подхватывать их на ножи, подражать пению птиц, проделывать фокусы с картами и прыгать через четыре обруча; умей играть на цитоле и на мандолине, умей держать в руках монохорд и гитару, натянуть семнадцать струн на ротту, хорошо обходиться с арфой и аккомпанировать на скрипке так, чтобы удобнее было петь, декламируя». Дети шевелят губами, повторяя за стариком это старинное поучение жонглеру и менестрелю, а старик продолжает: «Жонглер, ты должен знать, как содержать в исправности девять инструментов: вьеллу, волынку, дудку, арфу, мужицкую лиру, скрипку, декахорд, псалететрий и ротту; если же ты сам выучишься играть, то будешь в состоянии удовлетворить все запросы; пусть гудит в твоих руках лира и звенит бубен!» Когда-то все это умел делать сам старый менестрель. Но сейчас он уже не прыгнет сразу через четыре обруча, и пальцы потеряли гибкость, и голос пропал. Теперь его уже совсем не нанимают играть на праздниках. Вот и этот богатый парижанин остановил своих слуг, послушал «поучение» и сделал знак нести дальше. Старик вздыхает и провожает взглядом удаляющиеся носилки. Потом отпускает своих учеников, которым уже не сидится на месте, - нужно бежать и сообщить отцам, старшим братьям и сестрам, что богатый сеньор сам прибыл на улицу жонглеров. Дети уже хорошо знают, как важно вовремя успеть представиться сеньору и предложить свои услуги, - всех ведь не наймут. А кто знает, когда еще появится здесь такой любитель музыки и даст возможность хорошо заработать. Да, нелегко живется обитателям улицы жонглеров, веселым менестрелям, танцорам, комедиантам; и не всегда звуки музыки, несущиеся из домов, веселые пляски и головоломные трюки вызваны хорошим настроением. Это повседневные упражнения, тренировка, - комедиант должен совершенствовать свое мастерство, закреплять свое умение. Так было и так будет во все времена. «Но все же, - думает старый менестрель, - теперь стало лучше, чем раньше. Лет двадцать пять назад, когда еще правил Филипп Красивый, все французские менестрели объединились в братство и дали этому братству имя своего всегдашнего покровителя, святого Жюльена. Тогда же король Франции назначил Жана Шармильона «королем менестрелей». Старик хорошо знал этого прославленного менестреля. Настоящий, большой комедиант! С тех пор у менестрелей есть свой король, и когда приходится уж очень туго, можно обратиться к нему за помощью. Правда, не всегда и «король» может что-то сделать: все-таки он ведь тоже всего-навсего менестрель. А потом, это уж было совсем недавно, в 1321 году, семь лет тому назад 29 менестрелей и 8 жонглеров собрались и выпустили устав братства. И нынешний король утвердил этот устав. Старик хорошо помнит день утверждения устава, 14 сентября. Теперь менестрели находятся под защитой закона. Правда, не намного легче стало жить, но все же приятно сознавать, что ты приписан к братству святого Жульена. Мимо старика снова прошествовала процессия. Занавески портшеза опущены – сеньору надоели жалкие лачуги и лохмотья, он устал. Сегодня вечером у него будет хорошая музыка. Да! Как же он мог об этом забыть! И сеньор высовывается из-за занавески. «Эй, старик! Прикажи от моего имени этим оборванцам, чтобы оделись поприличнее. Прошлый раз их жалкие тряпки портили всю картину моего праздника!» - И носилки двигаются дальше. Старик кланяется вслед и снова вздыхает: и так уже вся улица собирает идущих на работу: кто шляпу дает, кто башмаки, кто трико. Говорят, в Германии у музыкантов есть постоянная служба, за которую они регулярно получают деньги. Те, кого бродячая судьба комедианта заносила в Германию, рассказывали невероятные чудеса. Будто германские трубачи объединяются в оркестры и даже получают звание городских чиновников, потому что они служат в муниципалитете. Каждый день, утром и вечером, они выходят на башни муниципалитета и играют хоралы. И им не только платят деньги, но и дают красивую одежду, тех же цветов, что и на флагах города, в котором они живут. Выдумывают, наверное, - качает головой старик, но все-таки решает рассказать это своим ученикам. Пусть знают, какая честь может быть оказана менестрелю; пусть помечтают о том, что когда-нибудь и во Франции будут когда-нибудь так же жить все комедианты… Напрасно сомневался старый менестрель. Действительно, так оно и было. Муниципалитеты германских, польских, чешских городов держали на службе оркестры трубачей. Эти городские трубачи действительно были довольно уважаемыми людьми в городе. У немецкого художника Дюрера есть даже картина, изображающая оркестр трубачей города Нюренберга. Интересно, что нюренбергские трубачи, выходящие на башни ратуши, существуют до сих пор. До сих пор утром и вечером разносятся по городу голоса их звонких труб. И раз уж мы заговорили о городских трубачах, вспомним одну историю. Если вам доведется когда-нибудь услышать позывные польского города Кракова, то обратите внимание на то, как странно они заканчиваются: сигнал трубы внезапно обрывается на затухающем, как бы сползающем вниз звуке. Мелодия остается незаконченной. Вот что рассказывают об этом люди. Когда-то татаро-монгольское войско осадило город Краков, краковские трубачи поднялись на городские стены, чтобы сигналом предупредить город о надвигающейся опасности. Вражеская стрела попала в грудь трубача. Умирающий, напрягая последние силы, все же протрубил сигнал, только закончить его он уже не смог. Он упал, не отнимаю трубы от губ, и труба приняла его последнее дыхание, отозвалась последний раз и затихла. В память о древнем обычае, в память о мужественном трубаче современный Краков сделал своим радиопозывным неоконченный сигнал. Но в Германии, и в Польше, и в других странах, кроме господских трубачей, были и иные музыканты. И жизнь немецких шпильманов, русских скоморохов – словом, жизнь народных музыкантов и артистов всех стран мало сем отличалась от тяжелой, безрадостной жизни французских менестрелей, обитателей улицы жонглеров в Париже.

Jam Bluse: Linda Спасибо за ликбез, сам бы никогда не собрался хоть что-нибудь почитать на эту тему

Linda: Люди, пожелайте мне удачи! Завтра в 10.00 я защищаю этот 36-страничный бред.

KaGE: Удачи!!!!

Kuchi: Linda пишет: Люди, пожелайте мне удачи! Завтра в 10.00 я защищаю этот 36-страничный бред. Linda , реферату не хватает музыкального сопровождения, перед началом защиты поставь что-нибудь из БН

Linda: Kuchi, там уже все есть. Будет 3 фрагмента лютневой музыки, а почти в самом конце будет отрывок из Play, minstrel, play.

Linda: УРА!!! УРА!!!!! ЗА-ЩИ-ТИ-ЛА!!!!!!

KaGE: Linda пишет: УРА!!! УРА!!!!! ЗА-ЩИ-ТИ-ЛА!!!!!! ПО-ЗДРА-ВЛЯ-Ю!!!

Linda: Спасибо!



полная версия страницы