Форум » Все о Blackmore\'s Night » Hurdy gurdy или Органиструм?! » Ответить

Hurdy gurdy или Органиструм?!

Catherine: Переписывала свою домашнюю библиотеку и наткнулась на одну интересную книгу под названием "В мире музыкальных инструментов" автора С.Газаряна. А самое забавное то, что я в ней обнаружила описание "блэкморовский шарманки" и даже фотографию! Оказывается, всё-таки перевод этому инструменту есть! Именуется он органиструм! Вот что про него написано: Все знают, что в Белоруссии, на Украине, в некоторых облостях России вплоть до начала нашего века бродили по дорогам из села в село певцы-лирники. А вот какой инструмент был у них в руках, редко кому известно. Это был органиструм - инструмент, появившийся в Европе около тысячи лет назад. Он разошелся по многим западноевропейским странам. Ни устройством, ни способом игры органиструм не похож ни на какой другой инструмент, разве что корпус напоминает гитару или скрипку. Да и то лишь поздние экземпляры могут вызвать такие ассоциации, а поначалу органиструм имел простой прямоугольный корпус. Шейки у органиструма нет, грифа в нашем привычном понимании тоже нет. За пределы корпуса выходят только головка с одной стороны и рукоятка, как у ручной швейной машины, - с другой. Назначение головки понятно - в ней размещаются колки для струн. А назначение рукояти мы сейчас узнаем. Вспомните какой-нибудь грифовый инструмент, например мандолину. Её струны перекинуты через подставку, расположенную на деке. А у органиструма вместо подставки приспособлено колесо, размещенное поперек корпуса. Струны опираются на это колесо. Оно вращается рукояткой, гладкий обод колеса, натертый канифолью, скользит по струнам и извлекает звук. Получается как бы бесконечный смычок: длительность звука зависит только от того, как долго музыкант вращает рукоятку. Но на этом своеобразие органиструма не кончается. На обычных грифовых инструментах - гитаре, скрипке, мандолине, домре, таре и любом другом - струны во время игры прижимаются к грифу пальцами. Так укорачивается их звучащая часть. В органиструме грифа нет, и всё это делается по-другому. Музыкант оперирует клавишами, которые не имеют никакого отношения к извлечению звука, а лишь помогают укорачивать струну. В простейшик конструкциях органиструма, когда музыкант нажимает клавишу (точнее не нажимает, а двигает), в струну в определенном месте, своем для каждой клавиши, упирается специальный кулачек. Можно сказать так: еслы в обычных инструментах струны прижимаются к порожкам на грифе, то здесь, наоборот, порожки прижимаются к струне. Для чего же нужна была такая хитроумная конструкция инструмента? Ответ прост: чтобы легче было осваивать органиструм и играть на нем. Одна рука музыканта всего лишь крутила рукоятку, а другая управляла несколькими клавишами - их было чаще всего от семи до десяти. Инструментом без особых усилий овладевали слепые, увечные люди, а таких среди бродячих музыкантов было немало. Встречались даже однорукие - при этом колесо крутил помощник. Органиструм имел три струны, иногда четыре-пять. Клавиши управляли только одной из них, а все остальные издавали не изменяющиеся по высоте бурдонные звуки. Главная струна со всем кулачковым механизмом была закрыта продолговатой деревянной коробкой, укрепленной на корпусе, а бурдонные струны располагалсь по бокам коробки. Колесо прикрывалось кожухом.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Catherine: minstrel, у Кейт не гусли, а не пойми что!

minstrel: не, это по-любому гусли!)) гусли - это струнный инструмент, на котором: 1) каждая струна отвечает за определенную ноту и не меняет тона (в отличие от, например, инструментов с грифом); 2) имеет резонатор (в отличие, от например, арфы); 3) на струны воздействие производится пальцами (в отличие от клавишных и смычковых); 4) неиграющие струны глушатся пальцами при игре по полной деке. Короче та же арфа, но без педального механизма и с резонатором)) У Кейт, судя по внешнему виду инструмента, все так, а значит его с полным правом можно называть гуслями))



полная версия страницы