Форум » Интеллектуальные беседы » Массовая культура: хорошо или плохо? » Ответить

Массовая культура: хорошо или плохо?

KaGE: Мы все живем по законам массовой культуры. Слушаем ли по радио популярную музыку, идем ли в кино на американский блокбастер, покупаем ли газету, пестрящую жирными шрифтами и пугающими заголов-ками - мы выдаем в себе члена некой массы. Наше время - эпоха царствования массовой культуры, и все, что бы мы ни делали, явля-ется частью этой культуры. Легко ли в такое время сохранить свою индивидуальность, легко ли быть не таким, как все? Трудно, но тем сильнее соблазн попытаться это сделать. Массовая культура, конечно, была всегда - даже тогда, когда термин этот еще ни-кому не приходил в голову, когда вообще не было никаких терминов. Говорят, например, что непреодолимое желание зевнуть, когда рядом зевнул другой - пережиток массовой культуры наших диких далеких предков, для которых зевок вождя означал команду "отбой" и которые передавали эту команду по цепочке, пока не было оповещено все стадо. Она была всегда, но со временем приобретала все большие и большие масштабы, и могущество ее росло соразмерно скорости технического прогресса. Если в VIII веке ле-генду о Беовульфе знали только жители Аль-биона, да и то - лишь те счастливчики, у ко¬торых была словоохотливая бабка или дед, рассказывающие перед сном сказки, то в конце XX песню Spice Up Your Life, приду-манную все на том же туманном острове, знает каждый подросток в любой хоть не-много развитой стране. Что, подросток стал с веками умнее и любопытнее? Стал, но не сам по себе, а потому что к этому его подтолкнул прогресс, да и не в его любопытстве здесь дело, а в том, что песню Spice Up Your Life в конце XX века хоть раз в жизни, но услыша-ли все - даже те, кто отчаянно пытался этого избежать. Массовая культура не спрашивает наших личных пристрастий: она на то и мас-совая, чтобы удовлетворять одновременно всех, а если у кого-то при этом сильнейшая аллергия на какие-либо из ее продуктов -это уже не ее дело. К концу второго тысячелетия массовая культура размахнулась так сильно, что, по-жалуй, нет больше ни одной области, в кото-рую бы она не внедрилась. Мы все носим бо¬лее или менее одинаковую одежду, ездим на машинах одних и тех же марок, едим одни и те же биг-маки и пиццы. Средства массовой информации, а также развитие транспорта превратили весь мир в то, что теперь приня¬то называть Глобальной Деревней. Японцы носят джинсы, русские парни едят картофель фри, французы - блины с икрой (причем, не в праздники, а просто так - их жарят прямо на улице), американцы же клеят на лоб индийские бинди и жгут восточные благовония, делая вид, что их изобрели негры в Гарлеме. Или вот, скажем, искусст-во: казалось бы, самое место для того, чтобы побыть одному, чтобы ощутить прекрасное именно так, как ощущаешь его только ты один, и главное - вы-брать именно то прекрасное, ко-торое близко лишь тебе одному. Но и это становится не-возможным в эпоху, когда улыбчивую Джоконду рубят на ломтики паззла и продают миллионными тиражами, когда о крошечной выставке молодого художника рассказывают по очереди по трем телевизионным каналам, когда "Времена года" Вивальди хотя бы раз в день непременно появляются на какой-ни¬будь из радиоволн. Впрочем, казалось бы, что может быть лучше? Ведь теперь у каждого простого че-ловека есть наконец реальная возможность стать культурной личностью, прикоснуться к прекрасному - хотя бы вот так, сидя в кресле и лениво помахивая пультом от телевизора... Но только почему же тогда среднестатисти-ческая рука упорно тянется переключить на другую программу, когда историк Радзин-ский заводит свои интересные рассказы про русских царей и французского императора? Почему на фильмы про Шварценеггера про-должает ходить раз в пятьсот больше народу, чем на Феллини или Антониони? Что же такое массовая культура: культура, которую несут в массы или культура, которую задают эти самые массы? И если верно второе пред-положение, то доросли ли массы до того, чтобы самим выбирать себе культуру? Ницше говорил, что достоинство чело-века измеряется его умением быть одиноким, то есть той дистанцией, которую он устанав-ливает между собой и общепринятым. Очевидно, массовая культура может быть добром, но только в том случае, когда она учит вселенскому опыту, а человек умеет выбрать в этом опыте главное для себя самого, умеет в нем не раствориться. Чтобы мысль эта стала понятнее, можно обратиться к помощи примеров. Вот, например, газеты и журналы. Посмотрите на людей в метрополитене и задайте себе вопрос: почему у 90% людей, читающих в поезде га¬зеты, в руках одинаковые два-три издания? Действительно ли это самые лучшие газеты и самое захватывающее чтиво из всего, что можно купить при входе в метро? Или дело тут в чем-то другом? Ведь есть же термин "стадное чувство", и, по-моему, в своем от-рицательном проявлении массовая культура развивает в человеке именно его. Наверняка, половину из этих 90% заинтересовали бы и другие издания, но - раз все, значит и я. Или книги: их издается множество, но в метрополитене никто не станет продавать Фаулза или Фолкнера, зато в изобилии пред-ставлены "Бешеные", "Чокнутые", "Стукнутые" и "Бешеные-2". Что же является первопричи¬ной популярности второсортной литературы: читатели с дурным вкусом вынуждают ло-точников торговать макулатурой или наоборот - лоточники своим низкосортным товаром способствуют развитию у читателей дурного вкуса? Интересно было бы провести эксперимент: взять новорожденного ребенка обыкновенного представителя масс и посе-лить его в такие условия, куда не проникали бы дурные продукты массовой культуры - ни безграмотно написанные книги, ни дурацкие песни с незатейливыми мотивами, ни мульт-фильмы про Покемона, а вместо всего этого его глаз и ухо радовали бы профессионально сделанные фильмы, хорошо сыгранная и так же хорошо записанная музыка, интерес-ные и умные романы - неужели же и он, выбравшись, наконец, на волю, воскликнул бы: "Вот это круто!", услышав песню: "Моя мама варит кофе"? Тогда, наверное, можно было бы говорить о ни с чем не сравнимой мощимассовой культуры, о том, что человек как индивидуальность больше вообще не может существовать, что культура масс будет все и всегда решать за него. Кстати, популярная музыка - действительно, очень интересный пример того, каких невероятных масштабов достигла массовая культура в наши дни. Парадокс: чтобы стать популярным и прославиться, артист вовсе не должен никого удивлять и предлагать что-либо новое и свежеизобретенное. Напротив, он должен быть как можно больше похож на некий уже созданный кем-то другим стан¬дарт. Например, если кто-то организовал группу Backstreet Boys, нужно непременно во всем мире тут же наштамповать как можно больше точно таких же "мальчуковых" групп, причем по возможности необходимо соблю¬сти внешнее сходство с членами ансамбля и подобрать похожий репертуар. Если запели и затанцевали девчонки - повсюду срочно со¬здаются такие же группы, с тем же количеством участниц и приблизительно с такими же песнями, только уровень профессионализма у всех немного разный. Прославилась Бритни Спирс - того же захотели и все остальные девочки-блондинки, на этот раз - одиночки. Почему так происходит, совершенно непонятно. Ведь в большинстве случаев лучше, чем было сделано, уже не получается - мо¬жет получиться только хуже. Любой закос под уже созданного кумира обречен на про¬вал: ведь если у страны уже есть одна Алла Пугачева, зачем же кому-то петь таким же голосом и делать себе такую же прическу? Пугачевских фанатов на свою сторону не пе-реманишь, а своих не заработаешь - ведь все, кто мог бы стать твоим фанатом, уже стали фанатами Пугачевой. По-моему, это вполне логично. Но только никакая логика не идет в расчет, когда в дело вмешивается массовая культура. Массы хотят Бритни Спирс? Пожалуйста - вот вам пятнадцать штук таких же. Понравился Робби Уильяме? Тогда вот вам еще Рикки Мартин и Энрике Иглесиас впридачу: все красавцы, все поют что-то очень похожее - недолго и перепу¬тать. И путают: я слышала, как по радио ди-джей назвал Робби Уильмса сыном Хулио Иглесиаса. Впрочем, в том вопросе, какие произве¬дения искусства признать лучшими, всегда верховодила массовая культура. Другими словами, искусство всегда принадлежало народу - причем, народу не в положительном значении этого слова, а тому народу, который испанский философ Ортега-и-Гасет (кстати, это не два человека, как многие ду¬мают, а один) называл толпой. Толпа всегда очень любила цепляться за что-нибудь привычное, незатейливое - именно поэтому, на¬пример, очень долго не мог прославиться непопсовый Вагнер со своими выходящими за рамки привычного выкрутасами. А раз любят все привычное, так чего же стараться и выдумывать новое? Нравятся книжки про Бешеного? Держите двадцать пять продолжений, и даже пытаться не будем написать что-нибудь более достойное! Нам уже и самим противно, но что делать - толпа желает, значит нужно выполнять. Но ведь Ницше, говоря о способности быть одиноким, имел в виду знание того, что хочешь именно ты сам - независимо от того, что кричат тебе на ухо из ларька у метро или ; показывают каждое утро по телевизору. Массовая культура все равно будет сущест-,' вовать столько, сколько человек будет жить в I обществе. Другое дело, что поддаваться вли¬янию этой культуры можно в разной степени. К сожалению, техническое развитие, к стремительному росту которого мы так привыкли, ставит нашу индивидуальность во все : более и более суровые условия. Неслучайно ведь именно в наше время (а точнее - в середине XX века) стали появляться на свет сначала битники, потом хиппи, потом панки и металлисты - все они отнюдь не были воинствующей молодежью, пытающейся раз¬рушить старый строй и построить новый мир. Просто они осознали всеобщую одина¬ковость, стандартность, невозможность отойти от общепринятых норм. Осознали - и испугались этого, испугались - и стали пытаться этому противостоять. Массовая культура объявляла основной ценностью семью и церковь, а битники на это заявляли, что : любить можно и вне брака, и в церковь хо-; дить совсем необязательно - главное, чтобы человек был хороший. Массы были за ук¬репление границ и вооружение, а хиппи -призывали бросить это дело и начать зани¬маться любовью. Когда же стало ясно, что тягаться с массовой культурой бесполезно и что малочисленных отщепенцев никто не слушает, стали стараться хотя бы выглядеть не так, как все - все-таки какая-то претензия на свободу от общественного мнения. Технологии развиваются, и с ними вме-: сте растет мощь массовой культуры: чем дальше, тем меньше у индивидуальности остается возможностей проявить себя. Хорошо еще, например, если в телевизоре 12 : программ - хотя бы жалкий потуг на "дистанцию от толпы", на выбор того, что хочешь ты сам. А если программ всего три? Впро¬чем, здесь, наверное, срабатывает какой-то уравновешиватель: если программ мало или телевизора нет вообще, то массовая культу¬ра сама собой отступает, дает возможность почитать книги, пообщаться с соседями и знакомыми (хорошо бы и у них при этом не было телевизора). Конечно, остаются еще газеты, которые (в данном случае - к сожа-,' лению) стоят не так уж дорого и доступны практически всем: там-то она и таится культура масс, оттуда и внушает не всегда изысканный вкус и всегда - однобокий и не свой собственный взгляд на вещи. Впрочем, бегство от информации - не выход из положения. Было бы проявлением слабости заявить: "Я - индивидуальность, я не стану смотреть ваш телевизор и читать ваши дурацкие газеты и журналы!" Прогрессивный человек должен идти в ногу с прогрессом и не отлынивать от него, а учиться извлекать из него пользу. Так, например, интереснейшее явление с точки зрения массовой культуры - интернет. С одной стороны, он уже куда опаснее для индивидуальности, чем газеты, радио, книги из метро и телевизор: ведь на связи с тобой уже не один город и даже не одна страна, но весь мир! Какой ужас - как одной слабой : индивидуальности не сломиться перед таким! С другой стороны, интернет - это уже не 12 программ телевизора или три десятка радиостанций, которые дают хоть какой-то выбор, а бесконечно огромное количество : информации, и здесь наконец-то можно ,' почувствовать то самое ницшеанское одиночество. Сфера вашего интереса может оказаться здесь весьма узкой и редкой, а ! возможностей реального выбора - куда больше, чем в телевизоре или все на жур-' нальном лотке в метро. Наверное, интернет ! можно сравнить с огромным книжным или музыкальным магазином: там человеку то¬же дается хоть маленькая, но возможность проявить свою индивидуальность: подойти не к тому стенду, где толпятся любители бестселлеров, а туда, где совсем никого нет и где книги/диски даже слегка запылились от невостребованности. Интернет - на сегодняшний день вер-I шина проявления власти массовой культуры, но в нем эта культура, пожалуй, впервые дает человеку возможность быть самим собой и не уподобляться толпе. Конечно, и здесь есть опасные "популярные" места, но есть при этом и множество других мест, так что никто не заставляет от скуки сидеть там же, где большинство. Интернет, как и большие книжные магазины, о которых уже го-ворилось, если к нему подойти с умом и со вкусом, способен вырастить по-настоящему современного человека, прекрасно осве¬домленного во всем, что происходит в мире (по крайней мере, в тех областях, которые его интересуют), но при этом не ставшего ! безликой частью этого мира. Мне кажется, что сегодняшние подро-; стки - это не просто следующее за нашим поколение, они - совершенно иное поколе¬ние, с абсолютно другими информационны¬ми возможностями, жители другого уровня, другого мира, в котором массовая культура приобретает более мягкую форму, теряет ! свой образ диктатора. Конечно, мы тоже живем в этом новом мире, на этом новом уровне, но мы поднялись на этот уровень с предыдущего, из времени телевизора с тре¬мя программами, они же оказались на нем сразу, это их мир, их время. Когда сегодня 17-летняя девочка пишет вполне зрелую : статью об истории британской музыки, не : воспользовавшись ни одним справочником I и ни одной книжкой, да еще сопровождает все написанное своим собственным, вполне оформившимся мнением, я честно говорю, что в свои 17 лет всего этого не знала и не ! могла знать. И если признать, что массовая культура сегодня - это интернет, то массовая культура - это хорошо. Главное, чтобы хотя бы это новое поколение, которому почти с самого рождения дается право выбора, научилось этим правом пользоваться. Тогда со временем люди перестали бы так сильно I влиять на мнение и вкус друг друга, и у каждого появилось бы свой собственный взгляд и собственное мнение. А слова "толпа" и "массовая культура" тогда и вовсе вышли бы из употребления. Статья отсканирована из журнала Upgrade

Ответов - 43, стр: 1 2 3 All

minstrel: Kuchi, а после этого даже антиспам настраивать не надо, так как практически единственный используемый в аське для спаминга бот, основанный на tlicqlib (соответствующие капсы можно увидеть в пакете auth-запроса), целиком полагается на поиск по webaware)) и кроме того, в поиске не-webaware юзеры показываются последними, и часто не влезают в список первых 20, который отдает сервер при поиске)) поэтому народ из разряда "привет-какдела-дай фото" тоже не находит хитрого человека, отключившего эту галку))

netivot: Lord Raiden пишет: у меня сотни подобных разговор, все стучят в асю знакомятся, а я их "гружу". А что, если поставить перед собой цель попытаться разговорить девушку и потихоньку, незаметно приобщить к интересующей теме или хотя бы побудить послушать Блэкмора? Почувствовать себя доктором Франкенштейном и оживить мёртвые нейроны. Точно так же, как любая умная девушка в глубине души хочет, чтобы её развлекли, любая глупая девушка не прочь, чтобы её приняли за умную.

Jam Bluse: netivot пишет: А что, если поставить перед собой цель попытаться разговорить девушку и потихоньку, незаметно приобщить к интересующей теме или хотя бы побудить послушать Блэкмора? гиблое дело - пытаться менять человека! гиблое и не благодарное! несмотря на все рассуждения в соседней теме о том, что музыка способна изменить характер человека, на практике оказывается, что Рохманинов и Блэкмор не такие уж и гениальные люди, а их творения, несмотря на очевидную шедевральность, с нашей точки зрения, гроша ломаного не стоят для "духовного мира" ряда индивидуумов. И тут дело даже не в музыкальных пристрастиях! и не в воспитании! А в восприятии, может быть физиологических особенностях, а может виной тому все та же маскультура! Только, получается, что воздействие звука нами все же преувеличевается! Ведь если так рассудить, то музыкальные произведения классиков - признанные шедеврами столетия назад, должны захватывать и моментально менять характер людей (что с некоторыми и происходит), но почему-то вспоминая реакцию большенства моих знакомых никаких изменений, как правило, не происходит... Даже те из них, кто не далеки от мира культуры, чаще всего проявляют лишь интерес к чему-то новому для себя, но дальше этого не идет. А если пытаться навязывать что-то кому-то, то это очевидно вызывает совершенно противоположную реакцию, чаще всего сопровождающуюся непонятно откуда возникающим негативом к твоей персоне. netivot пишет: Почувствовать себя доктором Франкенштейном и оживить мёртвые нейроны. У Франкенштейна был не слишком удачный опыт в этом плане... как бы и тут чего такого не вышло!


netivot: ПО-моему Акунин сказал, что количество людей, читающих классическую литературу, не изменяется на протяжении столетий

minstrel: Jam Bluse, ну часто бывают и исключения :) мы вот например уже 2 человек совсем недавно приучили к творчеству Мелдис, я еще трех - к творчеству BN, да и я тоже стал в последнее время интересоваться разными группами от Haggard и Silent Stream of Godless Elegy, In Extremo и Тролль Гнет Ель до Drolls, Avis Dei, Meldis, Musica Radicum, Clann Lir и т.п. :) ну я-то ладно, но то что от "воинствующих попсовиков" :)) удалось добиться восторженного восприятия BN - это имхо результат :) главное - это не навязывать им, а сказать, что вот "такое мне нравится", ненавязчиво дать послушать, и человек втянется :))

Jam Bluse: minstrel ну тут, очевидно, сыграли роль харизма и авторитет)))

netivot: minstrel пишет: главное - это не навязывать им, а сказать, что вот "такое мне нравится", ненавязчиво дать послушать, и человек втянется :)) 100%. У меня на счету 2 приобщённых к музыке БН человечексих существа, абсолютно далёких от хард-рока или от ранней музыки.

KaGE: Jam Bluse Не так давно я ездил на семинар молодых специалистов одной крупной газовой компании. На практике, это представляло собой некоторое количество практически пустых лекций, экскурсии на отдельно взятом УМГ (управлении магистральных газопроводов), психотренинг с психологами и... самую большую пьянку, что я видел за всю свою жизнь! Часть с психологами была самая интересная. В самом начале знакомства с ними, всем было предложено рассказать о себе и своих интересах. Боже мой, сколько же народу не знало, что ответить про свои интересы! Они, то задумывались и пытались красиво сформулировать "люблю шататься по улице", то чтобы быстренько ответить, говорили вместо этого: "работа стала моим самым большим увлечением!" Когда это говорили девушки, у которых на лице была надпись "я - пустышка", меня пробирало на смех. Дальше - больше! Когда водка (да и вообще все спиртное) стала скупаться ящиками и почти весь народ (как минимум бОльшая часть, включая девушек) напивался чуть ли не до беспамятства, до блевотины в коридорах, до ОЧЕНЬ тяжелых будней с минералкой... Продолжалось все это 7(!!!) дней подряд и не прерывалось даже в поезде по дороге домой! Не могу сказать, что эти люди глупые, дураки или что они какие-то ненормальные. Вполне даже нормальные. Но у них есть большая проблема - они не нашли вещи, которые были бы им по-настоящему интересны, которые бы помогли им "сбегАть в иные реальности" другими, куда более интересными и безопасными путями, которые бы их развивали, а не превращали, как алкоголь, в животных! Большинство людей, которое воспринимает музыку вообще, могут с ее помощью открыть в себе что-то совершенно новое и неизведанное, могут увидеть совершенно удивительные вещи, которых нет за окном. Музыка может подсказать человеку путь развития, который без нее не был им виден. Музыка способна коренным образом поменять восприятие человека, его отношение к окружающему миру и планы на жизнь! Но для большинства, одного только воздействия музыки не достаточно. Нужна еще и психологическая потребность в новом и неизведанном! В РАЗВИТИИ! Вместо этого у большого числа людей есть боязнь осознать то, что ты, как личность, ничего из себя не представляешь! Какого в 24 года понять, что твоя личность - набор штампов, увиденных по телевизору и содранных с ближайшего окружения? А в 40 лет это почувствовать еще веселее! В итоге, я бы не стал говорить о существовании "неисправимых". На мой взгляд это просто люди, которые по самым разным причинам упорно не хотят замечать "сколько же всего интересного вокруг нас!!!"

netivot: KaGE, Мда, картинка безрадостная. Мне в своё время пришлось пройти массу интервью в поисках работы, так вот - раздел "хобби" считается одним из существенных при определении пригодности человека к работе в данном месте. На одном из интервью меня спросили, умею ли я играть на саксофоне, до сих пор не знаю, почему.

KaGE: netivot пишет: На одном из интервью меня спросили, умею ли я играть на саксофоне, до сих пор не знаю, почему Сейчас круче. Вопрос: "Почему когда вы смотритесь в зеркало право и лево меняются местами, а верх и них нет?" Отвечать сразу и не думая, произнося все возникающие мысли в слух!

netivot: Вау Вопрос обалденный, но это, наверное, для того, чтобы отсеять младших братьев по разуму

netivot: Спросил трёх сослуживцев - сказал, что мой товарищ сидит в очереди на интервью и прошедшие его до него рассказали, что задают этот вопрос - так вот: ни один не смог дать правильный ответ. Но я думаю, что это вопрос не на тестирование эрудиции, как суммы знаний, а скорее на оценку способности человека рассуждать и выстраивать логические цепочки

netivot: KaGE Ложусь спать, а до сих пор не найден ответ на вопрос (я имею ввиду первую его часть, разумеется) - попытался это сделать, не прибегая к сети, но не получается ничего сформулировать в одно предложение, которое бы красиво это объяснило. Как-то так зеркальность изображения и его 180-градусная повёрнутось по отношению к тебе воспринимается, как аксиома. Не мучьте - правильный ответ?

KaGE: netivot пишет: Но я думаю, что это вопрос не на тестирование эрудиции, как суммы знаний, а скорее на оценку способности человека рассуждать и выстраивать логические цепочки Разумеется! Поэтому первый комментарий несколько удивил: netivot пишет: чтобы отсеять младших братьев по разуму 100% правильный ответ не знаю. Их тут наверное может быть много У меня есть такой: В действительности зеркала изменяют на обратную последовательность, в которой расположены точки на прямых, перпендикулярных поверхности зеркала. Если три шарика расставлены вдоль прямой, перпендикулярной поверхности зеркала, то их зеркальные отражения располагаются в обратном порядке. Если вы стоите на зеркальном полу, то ваша ось "верх - низ" перпендикулярна плоскости зеркала и при отражении перед остается передом, левая сторона - левой стороной, но голова оказывается обращенной вниз, а ноги - вверх. Если вы стоите боком к зеркалу, то ваша ось "право - лево" перпендикулярна его поверхности. При отражении в зеркале голова останется вверху, ноги - внизу, перед останется передом, но правая и левая стороны поменяются местами. Если вы стоите лицом к зеркалу, то при отражении ваша голова останется вверху, ноги - внизу, но передняя и задняя стороны поменяются местами. Поскольку у вашего зеркального отражения левая рука находится со стороны, противоположной той, где она оказалась бы, если бы вы прошли сквозь зеркало и повернулись кругом, мы говорим, что зеркало меняет местами правое и левое. Кривоватый ответ IMHO

Jam Bluse: KaGE пишет: Большинство людей, которое воспринимает музыку вообще, могут с ее помощью открыть в себе что-то совершенно новое и неизведанное, могут увидеть совершенно удивительные вещи, которых нет за окном. Музыка может подсказать человеку путь развития, который без нее не был им виден. Музыка способна коренным образом поменять восприятие человека, его отношение к окружающему миру и планы на жизнь! Но для большинства, одного только воздействия музыки не достаточно. Нужна еще и психологическая потребность в новом и неизведанном! В РАЗВИТИИ! Абсолютно согласен! Только вот я одного стал опасаться, что моя жизнь в итоге окажется куда более бесполезной нежели у тех, кто в свое время работал, а не тратил время на чтение художественноq литературы и не слушал часами музыку... Я не имею ввиду музыкантов, писателей и пр. деятелей культуры, я говорю о людях, которые являеются лишь потребителями искусства, таких как я - бесталантых, но умеющих ценить! Безусловно это очень важное качество, но так ли много от него пользы, чем скажем от высококвалифицированного специалиста, который все свободное время тратит на развитие своих практических навыков, а не на обогощение своего духвоного мира (подчеркиваю - СВОЕГО!). Лично я всегда ощущал себя эгоистом, даже в большей степени, чем окружающие меня люди))) Не поймите не правельно, лично меня все в этом устраивает... только получается, что если вдруг окажется, что на нашей Земле слишком много людей - меня погонят в первую очередь)))) KaGE пишет: : "Почему когда вы смотритесь в зеркало право и лево меняются местами, а верх и них нет?" Отвечать сразу и не думая, произнося все возникающие мысли в слух! Это вопрос по Льюису Кэрролу!!! Алиса Рейкс (родственница Кэррола), как-то рассказывала о ее разговоре с Чарльзом Доджосоном, благодаря которому появилась идея о "Зазеркалье": В детстве мы жили на Онслоу-сквер и играли, бывало, в саду за домом. Чарлз Доджсон гостил там у старого дядюшки и часто прогуливался по лужайке заложив руки за спину. Однажды, услышав мое имя, он подозвал меня к себе. - Так ты, значит, тоже Алиса. Я очень люблю Алис. Хочешь посмотреть на что-то очень странное? Мы вошли вслед за ним в дом, окна которого, как и у нас, выходили в сад. Комната, в которой мы очутились, была заставлена мебелью; в углу стояло высокое зеркало. - Скажи сначала мне, - проговорил он, подавая мне апельсин, - в какой руке ты его держишь. - В правой, - ответила я. - А теперь, - сказал он, - подойди к зеркалу и скажи мне, в какой руке держит апельсин девочке в зеркале. Я с удивлением ответила: - В левой. - Совершенно верно, - сказал он. - Как ты это объяснишь? Я никак не могла этого объяснить, но видя, что он ждет объяснения, решилась: - Если б я стояла по ту сторону зеркала, я бы, должно быть, держала апельсин в правой руке? Я помню, что он засмеялся. - Молодец, Алиса, - сказал он. - Лучше мне никто не отвечал. А насчет верх низ, думаю понятно, что при путешествии через зеркало Алиса бы сильно ушиблась, если бы верх менялся с низом - а это думаю весьма серьезный довод для того, чтобы верх и низ не менялсь

netivot: Jam Bluse Тогда вы станете типичным американцем - блестящим специалистом в своей области, для которого не существует абсолютно ничего за её пределами. Тот же Ш. Холмс у Конан Дойля не зря описан абсолютно невежествененным во всём, за исключением своего хобби - для англичан это полный нонсенс, нечто немыслимое, как раз-таки а-ля Льюис Кэролл Настоящий англичанин - хороший, но не блестящий специалист на рабочем месте, а вот в своём хобби он достигает высот, которые профессионалу и не снились Т.е. сыщик-любитель по определению обязательно на голову выше профессионала Лейстрида KaGE А по-поводу зеркала - вышеприведённые примеры так до конца и не убедили. Я думаю, это либо какой-то нерешаемый силлогизм, либо объяснение лежит в сфере философии, а не геометрии или оптики Что-нибудь типа относительности понятий лево и право, верх и низ В любом случае, бриться стало немного труднее

minstrel: Про зеркало все весьма просто :) Давайте вспомним 1 курс института, а точнее векторную алгебру. Назовем вектор "справа налево" человека S, "снизу вверх" V, "сзади вперед" H. Это правая тройка, то есть смешанное произведение [HV]S >0. 1) Известно, что "отражение в зеркале" (преобразование симметрии относительно плоскости) всегда меняет правую тройку векторов на левую, и наоборот (то есть меняет знак смешанного произведения любых трех векторов). 2) Человек определяет понятие "лево"/"право" так: если смешанное произведедение [HV]r >0, где r - направление на предмет, то предмет слева; если <0 - то справа. (то есть положительна или отрицательна проекция направления на предмет по отношению к нормали к плоскости симметрии тела человека, т.е. в которой лежат вектора H и V). Рассмотрим три случая: - зеркало стоит перпендикулярно H (впереди человека). Отражение смотрит назад (H меняет знак). Местами меняется перед и зад. - зеркало стоит перпендикулярно V (сверху человека). Голова отражения смотрит вниз (V меняет знак). Местами меняется верх и низ. - зеркало стоит перпендикулярно S (сбоку человека). Левая сторона отражения смотрит вправо (S меняет знак). Местами меняется право и лево. теперь, если мы подставим все три случая в пункт 2), то получим, что в первых двух случаях смена понятий "право" и "лево" обусловлена изменением знака векторного произведения в смешанном, то есть субъективна, а в третьем случае смена понятий обусловлена реальной инверсией базисного вектора S, который указывает теперь слева направо, то есть объективна. И во всех трех случаях несправедливым оказывается первое утверждение, то есть смена понятий будет иметь место. кратко говоря, лево и право будут ВСЕГДА меняться в зеркале, поскольку их задание у человека связано с собственной симметрией человека, которую зеркало инвертирует.

netivot: minstrel пишет: Рассмотрим три случая: - зеркало стоит перпендикулярно H (впереди человека). Отражение смотрит назад (H меняет знак). Местами меняется перед и зад. - зеркало стоит перпендикулярно V (сверху человека). Голова отражения смотрит вниз (V меняет знак). Местами меняется верх и низ. - зеркало стоит перпендикулярно S (сбоку человека). Левая сторона отражения смотрит вправо (S меняет знак). Местами меняется право и лево. !!!!!!!!!!!!!!!! Здорово!!!!! Векторную алгебру мне изучать не пришлось, но от чтения объяснения получил непередаваемое удовольствие.

netivot: Отчёт - проведён псевдонаучный эксперимент над пятью сослуживицами женского пола с хорошо развитыми вторичными половыми и не очень хорошо выраженными вторичными интеллектуальными признаками (включая двух 19-20 летних стажёрок секретарши босса) - всех пятерых без каких-либо проблем удалось вовлечь в решение вопроса о зеркале. Не всё так плохо с человечеством, нет никаких причин для мизантропии minstrel Девушкам нравится предложенное вами изящное решение вопроса, правда я его чуть-чуть упростил KaGE Интересно, а какие ещё вопросы задают сейчас на интервью? Я, конечно, понимаю, что девушки, даже самые умные из них, к основной теме этого форума имеют очень отдалённое отношение и я имею шанс опять получить сердитое лицо, но всё же здесь собрались поклонники Ричи Блэкмора, человека, сказавшего в интервью "Больше всего на свете я люблю два занятия, второе - играть на гитаре". Да и писать сейчас особенно не о чём - мёртвый сезон, никаких новостей ни о туре, ни о диске, ни о фильме

KaGE: netivot пишет: Интересно, а какие ещё вопросы задают сейчас на интервью? Конкретно этот вопрос задавали при устройстве на работу программистом. Еще что-то интересное было, но там на листе бумаги что-то нужно было с точками делать... netivot пишет: Я, конечно, понимаю, что девушки, даже самые умные из них, к основной теме этого форума имеют очень отдалённое отношение и я имею шанс опять получить сердитое лицо, но всё же здесь собрались поклонники Ричи Блэкмора, человека, сказавшего в интервью "Больше всего на свете я люблю два занятия, второе - играть на гитаре" Я немного не уловил переход от массовой культуры и вопросов на собеседовании к любимым занятиям, но не суть важно Итак, netivot пишет: я имею шанс опять получить сердитое лицо Получайте! - netivot пишет: Ричи Блэкмора, человека, сказавшего в интервью "Больше всего на свете я люблю два занятия, второе - играть на гитаре" А первое - "пить пиво!"



полная версия страницы